Когда лермонтовцы приступили к работе над спектаклем «Свидание в предместье», театр еще только начинал примеривать свои силы к драматургии Вампилова. Понадобилось десятилетие, чтобы стало ясно: современный театр оказался не готов к ее освоению, что с бесспорной очевидностью проявилось в последние годы и стало буквально общим местом в театральной литературе конца 70-х — начала 80-х годов. И сегодня с высоты этого незавершенного и горького опыта по-иному воспринимаются первые вампиловские спектакли лермонтовцев, в которых обнаруживаются ценнейшие завоевания в постижении образной структуры пьес Вампилова.
При встречах с драматургией молодого, мало кому еще известного автора трудно было не только театрам, трудно было и критикам. И не случайно, когда вышел спектакль «Свидание в предместье», раздвоились голоса о его жанровой неразберихе: одни советовали играть комедию как водевиль, другие предлагали овладеть труднейшим жанром трагикомедии. А в журнале «Театр», в статье, очень высоко оценившей спектакль лермонтовцев, была предпринята такая обтекаемая попытка определить жанр рецензируемого спектакля: «Комедия может перейти в драму, и вот та самая грань между розыгрышем и серьезностью, смехом и страданием, оказывается главной, определяющей смысл и жанр спектакля».
С жанровой природой спектакля, поставленного И. Далиненко, явно было не все в порядке. И все-таки на протяжении прошедших лет все то интересное и талантливое, что было в нем, не забылось, не потускнело, а даже прояснилось. В спектакле удалось очень важное — передать красоту и чистоту души в людях, неустроенных и не очень правильных, удалось передать чувство человеческой солидарности между ними, сцементированное бескорыстными порывами живого человеческого сердца.
Судьба музыканта Сарафанова, каким его играл Ю. Померанцев, определена его военной молодостью, когда, отложив на долгих четыре года свой кларнет, он шагал по дорогам войны. Служба в артиллерии «плохо влияет на слух»: он все перезабыл. И после войны, в 34 года, ему все надо было начинать сначала.
Вершинные завоевания современного репертуара в 70-х годах
Добавить комментарий