Вместе с песнями о любви, написанными на очень слабые стихи все это призвано «углубить» тему спектакля, приблизить жизнь героев к извечно повторяемой истории, в которой женщина и мужчина в первый раз познают радости и страдания любви. Но ведь ни сама пьеса, ни бытовое ее решение не нуждаются в таком абстрактно «вневременном» сопровождении. Зритель видит на сцене то, что окружает его в повседневной жизни, о чем он сам неоднократно слышал. Дальше этой фиксации житейских случайностей театр не идет. А когда герои спектакля по сюжету пьесы призваны задуматься, сделать выбор, пойти на компромисс и т. д., никаких оценок этим поступкам спектакль не дает, продолжая и дальше пользоваться всеми теми же повторяемыми и статичными по своей сути приемами пантомимы. Как разобраться зрителю в действиях и монологах героев, в частности в страстном монологе актрисы А. Скрипко о женщинах, когда в спектакле не даны никакие нравственные оценки? Конечно, я говорю не о моральных прописях, но ведь разрешать проблему женского одиночества с позиции этого монолога, а именно так понимали этот спектакль многие зрительницы, о чем они и говорили на его обсуждении — это значит ничего не понять в драматургии М. Рощина. Кстати, сам М. Рощин на этом обсуждении был вынужден признать, что в его пьесе театром поднят лишь комедийно-бытовой пласт.
Пьесы М. Рощина очень трудны для постановки. Бытовая правда важна драматургу не только для передачи верной сценической атмосферы, она сама по себе несет огромный нравственный заряд. Но в то же время бытовая среда, в которой действуют его герои, еще не стала определяющей мерой в оценке их поведения. Взаимоотношения героя и среды в пьесах М. Рощина сложны и диалектичны, но в их основе лежит высокая требовательность автора к духовному богатству человека. И каждый поступок героя: будь это отношения с любимой женщиной, выбор жизненного пути, родительский, сыновний долг — все подлежит глубокому и пытливому авторскому анализу. Эти опознавательные вехи нравственных оценок необходимы в художественной ткани спектаклей по пьесам Рощина.
Бытовая правда
Добавить комментарий