Успех «Антигоны», казалось, должен был разбудить интерес алма-атинских театров к французскому драматургу. Но новую пьесу Ж. Ануя алма-атинские зрители увидели только через десять лет.
Спектакль В. Захарова с резкой категоричностью разрушает традицию интерпретации драматургии Ануя в театре. Так, гармоническую стройность и поэтическую строгость пьесы «Жаворонок» сменяет на сцене страстное и сгущено-красочное театральное представление со сложными и неожиданными «правилами игры».
Спектакль, озаглавленный «Жанна дАрк», относится к тем работам современного театра, создатели которых не очень почтительно относятся к каноническому тексту пьес. Оправдать эту позицию сегодня просто, что и делает В. Захаров скромной и серьезной оговоркой: «в спектакле использованы документальные материалы» (в данном случае материалы о Жанне дАрк).
Но трансформация художественной ткани пьесы в спектакле В. Захарова происходит не из-за «документальных вставок». Режиссер предлагает в корне отличный от драматургии принцип организации действия. Вместо широко распространенного в годы написания пьесы (1953) приема, когда все актеры на глазах зрителя перевоплощаются в играемых ими исторических персонажей, В. Захаров предлагает очень интересные, и внутренне подвижные «правила игры». Это — «проигрывание» на еще не самими участниками судебного процесса «материалов» следствия, когда такие персонажи, как Кошон, Фискал, Инквизитор, Архиепископ и Ладвеню, «перевоплощаются» для восстановления истины в действующих лиц «жития» Жанны дАрк.
У В. Захарова место действия, где происходят все события спектакля, представляет собой спортивный ринг, на котором участники неравных «весовых» категорий по очереди дают бой маленькой хрупкой девушке, одетой в черную униформу, с бледным измученным лицом, оттененным черными прямыми волосами.
Республиканский театр для детей
Добавить комментарий