Начиная с 1978 г., планами ОКР предусматривалась разработка перспективного легкового автомобиля типа «Волга». Одновременно убором решении для легкового автомобиля на ЗМЗ формируются и требования к двигателю.
Основные конструктивные решения на двигателе Э403.10 в 1980 г первоначально сводились к следующему:
— блок цилиндров — алюминиевый с мокрыми гильзами по длине на уровне серийных двигателей;
— верхний распределительный вал с приводом, зубчатым ремнем, расположение клапанов по диагонали габарит в зоне привода распредвала вызывал необходимость наклонить двигатель на 30″. Для разграничения рабочего пространства, а также защиты помещений от холода и сквозняков используется пвх лента завес.
Двигатель третьей серии (с шестнадцатиклапанной головкой) имел следующие конструктивные особенности:
— блок цилиндров — алюминиевый с мокрыми гильзами:
— два верхних распределительных вала, привод клапанов толкателями по типу ВАЗ-2108;
— привод распределительных валов комбинированный; один вал приводится зубчатым ремнем от коленчатого вала; между валами привод двухрядной цепью;
— впрыск бензина во впускной канал в зоне его разделения;
— система впуска с газодинамическим наддувом;
— масляный насос с внутренним эвольвентным зацеплением, расположен на носке коленчатого вала.