Сегодня все это уже бесспорно настолько, что режиссеры без устали говорят о месте и роли актера в современном театре, о необходимости внимания к нему, о возросших требованиях к его мастерству и о несоответствии этого мастерства задачам сегодняшнего театра. Казалось, никогда еще не было такого единодушного мнения о бесспорности приоритета искусства актера и такого бесконечного потока обоюдных претензий и недовольства режиссеров и актеров друг другом. Творческое решение проблемы «режиссер-актер» осуществляется современным театром в сложных и нелегких преодолениях инерции вчерашнего дня, когда казалось, что фантазия режиссера, его пластический, ритмический, пространственный и т. д. дар способен преодолеть и компенсировать его неумение работать с актером.
Все эти вопросы сценической практики, изложенные здесь очень бегло и схематично, конечно, не дают общей и полной картины сложного и богатого театрального процесса. Но без них невозможно понять исторический путь Республиканского русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, включившегося в решение актуальнейших и насущнейших современных творческих проблем. Невозможно понять и объяснить художественные тенденции его режиссуры и определить уровень актерского мастерства, потому что творческий коллектив не на словах, а на деле последовательно стремился к созданию сложных человеческих характеров, требуя от актеров не только четкого действия в строго очерченных рамках внешнего рисунка, а глубинного и естественного развития конфликтных столкновений в живых и многоузловых связках и переплетениях. Эти плодотворные тенденции наглядно просматривались в лучших спектаклях театра 70-х годов, таких, как «Прошлым летом в Чулимске», или «Две зимы и три лета». И поэтому сама направленность художественных поисков коллектива как бы выдвигала в центр разговора вопрос о режиссерских исканиях на этом пути.
Конечно, он был неразрывно связан с репертуаром, потому что сам выбор пьесы уже содержал в себе приметы творческого лица коллектива.
Рациональное разъятое «темных» и «светлых» сторон современного мира
Добавить комментарий