Важнее здесь не спорное мнение строгих «эстетов», а то обстоятельство, что объединяющего постановочного принципа, подчиняющего весь материал инсценировки, все-таки найдено не было. И в этом опять проявились объективные издержки работы над «профессиональной» инсценировкой, не поддающейся образному режиссерскому видению.
Спектакль «Две зимы и три лета» получил высокую оценку во время гастролей театра в Москве и около десяти лет сохранялся в его репертуаре. По глубине постижения характера человека, по самобытности и масштабности его проявления спектакль лермонтовцев занял заметное место во всесоюзном театральном процессе 70-х годов, успешно утверждая искусство подлинно народное, властно вытесняя диетические однодневки.
Амплитуда идейно-художественных исканий спектакля «Две зимы и три лета» активизировала работу коллектива над произведениями драматургии. В последующие годы театр ставит пьесы И. Дворецкого «Человек со стороны» (1972 г.) и А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (1973 г.).
Эти спектакли тоже не поражают воображение зрителя использованием разнообразных проверенных и наработанных театром постановочных приемов, самодовлеющей яркостью театральной формы. Сила их в другом — в глубоком постижении современных жизненных процессов, в создании сложных и неоднозначных, живых, человеческих характеров.
Уже одно то, что театр не прошел мимо таких произведений, как «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Свидание в предместье», «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота» А. Вампилова говорит о целенаправленности репертуарных исканий коллектива. Это действительно лучшие пьесы драматургии 60-70-х годов. Высокая требовательность к литературной основе сценического произведения становится повседневностью творческой жизни театра, а не дежурной декларацией, что еще нередко встречается в театральной практике. Коллектив не побоялся обратиться к пьесе И. Дворецкого после ее многочисленных постановок в других театрах, потому что степень творческой независимости в подходе к ней была так же очевидна, как и в работе над вампиловскими спектаклями, в решении которых театр выступил своеобразным первопроходцем.
Обобщенное восприятие деревенского быта
Добавить комментарий