Коробка передач должна работать бесшумно и с возможно меньшим износом, поэтому в КПП заливается определенный уровень трансмиссионного масла, и с этой же целью в ней в основном применяются косозубые шестерни и синхронизаторы 4 и 10.
КПП подразделяются по числу ступеней: на трех-, четырех-, пяти-, шести- и десятиступенчатые — последние включаются с помощью делителя. При этом, передачи считаются, только те, которые обеспечивают движение автомобиля вперед. Еще КПП делятся по числу ходов: на двухходовые и трехходовые — это определяется по числу направляющих ползунов.
КПП бывают: механические, гидромеханические — на легковых автомобилях среднего литража, высокого класса и автобусах и электромеханические — обычно на карьерных автомобилях — самосвалах особо большой грузоподъемно сти.
Основное назначения КПП — изменять передаточные отношения между валами шестерен, т. е. скорости их вращения, или передаваемые валами Мк.
Передача, когда непосредственно соединяются первичный и вторичный валы, т. е. когда они вращаются с одинаковой скоростью — называется прямой, а передача, когда вторичный вал вращается быстрее первичного — повышающей.
Валы КПП вращаются в подшипниках качения. Промежуточный вал часто изготавливается заодно с шестернями, т. е. когда он выполнен в виде блока шестерен.
Для бесшумного включения передач: обычно 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я передачи включаются с помощью муфт синхронизаторов.