Емкость и содержательность образа

Емкость и содержательность образа, созданного В. Малочевским, объяснялись критикой тем, что личную тему актер ведет точно и продуманно на фоне жизни колхоза, где пересекается множество человеческих судеб. И «мы понимаем, как в сущности тесно сплетено в человеке то, что называется его личными и его общими интересами». Заслуга актера особенно дорога потому, что в раскрытии глубокой любви Михаила и Варвары спектакль не смог избежать иллюстративности, о чем говорили на обсуждении спектакля как в Алма-Ате, на художественном совете, так и в Москве.
Конечно, режиссура М. Сулимова в этом спектакле отмечена целеустремленными поисками на пути придания сценической атмосфере спектакля эпической широты и «романной» сложности в восприятии поступков героев. Интересно в этом отношении замечание театроведа Е. Поляковой, что в спектакле «люди не приходят из-за кулис, а как бы идут по дорогам жизни…». Хорошо вписывались, как уже отмечалось, все находки режиссера в обрисовке сложной судьбы Анфисы. Удачно решена была и сцена Анфисы с Лукашиным, в которой «длительная остановка действия, обозначенное в ней течение времени, примолкшие бабы — словом, все вместе не только давало познавательную информацию, но и тот «воздух в движении спектакля, который и исполнителям, и зрителю нужен, чтобы по разным мерам осмыслить и оценить происшедшее событие».
Для раскрытия сложной и трудной любви Михаила Пряслина и Варвары режиссер не нашел таких же точных и глубоких решений. Любовная линия, несмотря на силу и искренность актерских переживаний (В. Малочевского и А. Скрипко), «подавалась» зрителю с определенным «перебором». Излишняя затянутость сцен свиданий, излишняя яркость розово-малинового платья Варвары, подробная иллюстративность мизансцен — все это воспринималось как инородные элементы в простом и материально подлинном мире спектакля.
Нельзя было не заметить, что именно в этих сценах спектакля, а также в отдельных деталях оформления (фурки, на которых выдвигался то жилой интерьер избы Пряслиных, то комната правления колхоза) нарушалась целостность постановочного решения «Двух зим…».

Добавить комментарий