Датчик фазы, применяемый в основном для синхронизаций работы форсунок и цилиндров, имеет несколько конструктивных решений:
■ датчик Холла: специальные окна на маркерном диске (магнитном экране) распределителя зажигания показывают положение распределительного вала;
■ индуктивный датчик: на носке вала закреплен приводной шкив, с зубьями на торце (своеобразный маркерный диск); одного или двух зубьев, показывающих положение ВМТ или УОЗ в определенном цилиндре, на диске нет;
■ два датчика Холла: установленные около коленчатого и распределительного валов, они фиксируют взаимное расположение валов.
Известно, что эффект (Холла) заключается и появлении ЭДС Холла (ЕД на боковых гранях прямоугольного бруска, по которому протекает постоянный ток Ех и который находится в постоянном магнитном поле В, пронизывающем проводник в вертикальном направлении Направление этой ЭДС определяют по правилу левом руки (классический индукционный трезубец: I _1_ В _1_ Ех)- Но если силовые линии магнитного поля перекрыть непроницаемым экраном, то Ех исчезнет. На этом принципе построен датчик Холла, включающий в себя: вращающийся экран из магнито-мягкого материала с определенным числом окон (равным, например, числу цилиндров ДВС); источник постоянного тока; элементы Холла; постоянный магнит; микроэлектронную схему. Последняя собрана из стабилизатора напряжения питания, усилителя-ограничителя, формирователя сигнала, эммитерного повторителя.
В системе зажигания с датчиком Холла выходные сигналы его схемы определяют: частоту вращения КВ, положение точки начала отсчета, положение каждого поршня относительно ВМТ и любой момент времени Стабильность параметров сигнала и мгновенное срабатывание датчика позволяют управлять УОЗ отдельно у каждого цилиндра двигателя.