Как верно замечает критик, «он мечтатель из тех, что стремятся принести людям радость». Он по-своему счастлив, как счастлив каждый человек, свободный от бессмысленного житейского марафона и синдрома престижности, далекий от мелочной суеты и узаконенных стереотипов поведения.
По решению современной нравственной темы пьеса А. Соколовой принадлежит к тем произведениям, которые названы в нашей критике «послевампиловской драматургией». Ни один критик не разбирал «Фантазии Фарятьева» и поставленные по пьесе спектакли (в «Современнике» и Большом драматическом) в отрыве от тех завоеваний современного театра и драматургии, которые принес А. Вампилов. А. Соколова пишет для требовательного, чуткого, неравнодушного зрителя. У человека, пребывающего в духовной спячке, «Фантазии Фарятьева» ничего кроме раздражения не разбудят. Вокруг спектакля шли неутихающие жаркие споры и как бы ни относиться к ним, картина вырисовывалась не самая радужная: зрительский успех спектакля возрастал очень медленно. И хотя «завербованных» становилось с каждым спектаклем больше, «кассовым» шлягером он так и не стал, что и определило его сценическую судьбу. Когда по хозяйственным, вернее бесхозяйственным, причинам потребовалась реконструкция декораций, восстанавливать их не стали, и жизнь спектакля безвременно оборвалась.
Но и верных друзей у спектакля оказалось немало. Его высоко оценила критика, с огромным успехом он шел на гастролях в Киеве, немало , зрителей, в том числе и автор этих строк, стремились не пропустить ни одного представления спектакля.
На них происходило что-то похожее на взаимодействие зрителя со спектаклем «Ночная повесть». Хотя спектакли эти трудно сравнивать: то, что достигалось в «Ночной повести» откровенно публицистическими средствами, раскрывалось в «Фантазиях» в совершенной гармонии художественной формы.
Реконструкция декораций
Добавить комментарий