Но если для создателей спектакля они не представляют интереса, его пьесы жестоко мстят за невнимание к их идейной сути, оборачиваясь мещанской суетой бытовых мелочей и случайных неурядиц. Это и произошло на спектакле «Муж и жена снимут комнату».
Если бы спектакль «Муж и жена снимут комнату» был бы рядовой неудачей театра, говорить так подробно о нем, конечно, не имело бы смысла. Но случилось так, что его зрительский успех укрепил руководство театра в правоте своей позиции. А между тем спектакль проявил серьезные идейно-художественные издержки, причина которых — в отсутствии ясной творческой программы у художественного руководства. Складывалось впечатление, что в погоне за зрителем театр начинает изменять высоким критериям воспитательной миссии своего искусства.
Это привело к тому, что значительные возможности творческого коллектива (а высокий уровень его актерской труппы и постановочная культура спектаклей ни в ком не вызывали сомнения) во многом оставались неиспользованными.
С середины 70-х годов театр, по существу, работает без главного художника, систематически приглашая «варягов» на разовые постановки. Их гастрольные наезды не всегда отличались подлинно творческим отношением к делу. И если высоким профессиональным мастерством были отмечены работы художницы И. Бирули «Три мушкетера», «Чайка», «Фантазии Фарятьева», то откровенная «цитатность» Б. Бланка в оформлении спектакля «Конец» (из фильма «Обыкновенный фашизм») и низкий художественный уровень эскизов к «Оптимистической трагедии», выполненных в явной спешке, заставляла усомниться в плодотворности этой затянувшейся полосы в работе театра без главного художника.
Тенденция облегченного, поверхностного прочтения литературного материала проявляется и в спектакле «Три мушкетера», который, надо отдать должное, был хорошо организован режиссером А. Бирулей и подчинен единому постановочному принципу. Здесь налицо уже не профессиональные издержки, а достаточно ясно заявленная программа: ни о чем не задумываться, ничего не усложнять, поразвлечься самим и посмешить зрителя.
Тенденция облегченного, поверхностного прочтения литературного материала
Добавить комментарий