В этих спектаклях на конкретном материале дореволюционной российской действительности («Враги») и на огромном историческом отрезке времени длиною 300 лет («Первая глава») шел заинтересованный и принципиальный разговор о формировании классового самосознания и братстве трудовых людей, о поступательном движении человечества к свету и справедливости.
После ухода М. Сулимова в театре опять продолжают меняться главные и очередные режиссеры: И. Южаков, В. Полицаев, В. Захаров, В. Ванярха.
При таком положении трудно было не только проводить единую художественную программу, трудно было даже просто сохранять лучшие работы театра, которые, оставаясь «беспризорными», очень быстро сходили со сцены. Удерживались в репертуаре, как правило, только «кассовые» спектакли и сохранялся для гастрольной афиши спектакль «Две зимы и три лета», получивший высокую оценку на гастролях в Москве в 1974 году.
И. А. Южаков успел поставить три спектакля: «Конец» М. Шатрова, «Муж и жена снимут комнату» М. Рощина, и «Здравствуйте, я — Петров!» В. Черных. Все эти работы могут служить наглядным примером облегченного, неглубокого прочтения драматургического материала. Так, спектакль «Конец», по существу, не сказал ничего нового зрителю об агонии немецкого фашизма. «Разночтения» в трактовке образов нацистских главарей привели к неожиданным акцентам. На фоне безликих фигур Бормана (В. Манихин), Геринга (А. Соболев), Гиммлера (Л. Боксерман) в спектакле выделялись образы Гитлера и Геббельса. Но открыто прямолинейное разоблачение Геббельса Ю. Померанцевым рядом с попыткой аналитического подхода к характеру Гитлера Е. Попова затрудняло восприятие истинной картины взаимоотношений «людей из бункера».
Неудачно были решены и образы борцов с фашизмом, которые выражают у автора несломленный человеческий дух и справедливость возмездия.
Принципиальный разговор о формировании классового самосознания
Добавить комментарий